ПСИХОЛОГ-ПСИХОАНАЛИТИК

Частная практика с 2005 г.

Тел.: 8-999-078-636-0, 8-831-283-03-21

Часы работы для записи на прием: 9.00 - 20.00 ежедневно

Записаться на прием

Статьи и заметки

Некоторые мысли в процессе психоанализа.

Часто в последнее время в аналитической работе возникают ситуации, когда человек рассказывает, как привычно ему сравнивать себя с другими, критиковать их, находить и наслаждаться подчеркнутыми изъянами их внешности. Причем, эта привычка всегда возникает в виде потребности, как будто это желание критиковать ему просто жизненно необходимо, а сделать ремарку какому-то действию другого или словами выставить напоказ неприглядную особенность внешнего облика чужака как будто приносит облегчение… Сам же критик понятия не имеет, почему он это делает. Но за этим что-то есть…

Конечно, я задаю вполне резонный вопрос о мыслях и фантазиях на этот счет.

В ответ на это возникает пауза, а через некоторое время «накатывают» чувства…

А потом всплывают воспоминания, и начинается повествование, где кто-то давно сравнил, обидел его этим сравнением, раскритиковал, да еще и потребовал быть другим, лучше, чем есть на самом деле, изжить свои изъяны, от которых вообще никуда не деться…

И так происходило всегда, когда нужна была любовь, сочувствие, понимание, без которых просто невозможно быть счастливым…

Ошибки… Я часто слышу, как люди говорят: «я совершил ошибку», «я выбрала не того парня», «я неправильно сделал» и т.п. В этих словах слышится самообвинение в случившемся в виде укора, упрека. К этому добавляются советы знакомых и родных, которые вместо облегчения приносят разочарование, снижая и без того низкое самоуважение. Вместо улучшения становится еще хуже: от того, что кто-то умнее, сообразительнее, кто справился бы с ситуацией по-другому, но справился бы. А я не справился или не справилась… Это лишь подтверждает мнение, что советы и рекомендации знакомых, друзей и других людей, даже искренне пытающихся помочь в неудаче, приносят вред, а не пользу. Вдобавок, как будто демонстрируют негласное сравнение и превосходство в сложившихся обстоятельствах. Как же быть? А может случившееся – это шанс? Узнать себя, изменить свою жизнь…

Что такое созависимость? 

Всем известно, что зависимость связана с употреблением пищи, алкоголя, различных психоактивных веществ, игрой и т.п., то есть того, без чего человек не может обойтись, и вся его жизнь построена вокруг удовлетворения этой «зависимой» потребности. Это означает, что отношения с людьми строятся только по принципу возможного получения желаемого, где важен только факт удовлетворения паталогической потребности. Так могут формироваться связи для совместного времяпрепровождения - совместного обжорства, распития спиртного, употребления наркотических веществ, игр в азартные игры и т.п.

Созависимость близка к зависимости, но в отличие от последней, характеризуется, прежде всего, зависимостью от отношений – с зависимым или с созависимым. При этом выбор партнера происходит бессознательно. Таким образом, созависимость - это такое приобретенное психологическое состояние, в результате которого взаимоотношения строятся по принципу зависимых.

Иными словами, формируются эмоционально зависимые отношения по типу драматического треугольника Карпмана: «преследователь (агрессор) – жертва – спасатель». Поэтому зачастую в отношениях созависимого и зависимого лица никогда не происходит выздоровление зависимого потому что он проходит курс лечения и психологическую реабилитацию, а созависимый – нет. При этом, в период ремиссии зависимый попадает в те же отношения, которые были у него до лечения (преследователь – жертва – спасатель), вследствие чего зависимость возобновляется. Именно поэтому для успешного избавления от зависимости необходимо пройти психологическую реабилитацию всем членам семьи для формирования здорового типа отношений и отказа от зависимой и созависимой модели поведения.

Основой формирования созависимости во взрослом возрасте является проблема в установлении взаимоотношений между матерью, ребенком и отцом в раннем детском возрасте  - от рождения до двух-трех лет. Суть таких отношений состоит в установлении доверительных отношений, основанных на эмоциональной поддержке родителей своего ребенка в процессе раннего развития, а именно, для формирования базового доверия, которое при успешном завершении этой стадии развития, позволит ребенку чувствовать себя в безопасности для исследования внешнего мира и к 2-3 годам завершить второе – психологическое – рождение. Этот процесс психологического рождения очень важен для формирования чувства психологической независимости и для дальнейшего личностного развития. При этом важным навыком здесь является приобретенное умение полагаться на самого себя  – заявлять о себе, когда это необходимо.

Одновременно с этим происходит становление ощущения собственного «Я», способствующего в дальнейшем обучению брать на себя отвественность за свои действия, делиться, взаимодействовать и сдерживать агрессию, выражать чувства словами и эффективно справляться со страхом и тревогой.

При незавершении этой стадии развития, ребенок становится психологически зависимым от других, у него не формируется собственное «Я», позволяющее отделять себя от других.

Когда человек становится взрослым, созависимость проявляется в отношениях с другими людьми – два психологически зависимых человека устанавливают отношения друг с другом. В этих отношениях происходит создание психологически завершенной личности, где каждый не в состоянии действовать самостоятельно, так появляется необходимость друг в друге. Такие взаимоотношения чреваты своей непрочностью из-за постоянного чрезмерного контроля другого, ситуации и будущего, ревности, ориентации на чужое мнение и т.п. Вследствие этого происходит смещение своих чувств, интереса к своей жизни и отказ от своего развития в пользу другого. Взаимоотношения приобретают вид замкнутого круга, что и формирует в конечном итоге драматический треугольник Карпмана, выйти из которого без помощи Другого невозможно...  

Случай депрессии

Этот случай почти не отличается от историй обычных людей, которые живут и даже не подозревают, что страдают от депрессии, так как привыкли все терпеть, преодолевать и даже в какой-то степени чувствует некоторое геройство от такой непростой судьбы. Это рассказ о том, как достаточно сильный человек – женщина, с малых лет терпела, преодолевала и выдерживала все жизненные перепитии, не зная, что страдает депрессией, что психоаналитическое лечение депрессии даст такой результат, что ее восприятие, а потом и вся жизнь изменится коренным образом. 

Жила-была девочка, росла в обычной семье, где была мама, папа и старший брат. Эта семья была похожа на многие семьи своего времени. Девочке было не очень уютно в этой семье, так как часто она была свидетельницей скандалов и ругани родителей, а воспитание ее непослушного и не очень успешного в школе брата  сопровождалось криками и физическим наказанием. Все это страшно пугало девочку, и этот страх научил ее быть успешной в школе, послушной дома и хорошей подругой для своих сверстников. Видимо, в какой-то момент времени, девчушка поняла, что нужно быть хорошей и тогда будет тебе награда – похвала, улыбки, хорошая дружная атмосфера дома. Ведь больше всего на свете она боялась враждебности. Она придумала этот образ для себя и следовала ему, не замечая, что ее «хорошестью» пользуются близкие как атрибутом своего достижения. Просто потому, что ей это нравилось и доставляло хоть какие-то положительные эмоции.

Когда девочка подросла, хорошей быть становилось все труднее, ведь увеличивались требования родных, но все чаще хотелось следовать своим интересам. Однако за любые отступления от правил, она бывала страшно наказана, и это закрепляло ее в мысли о том, что она делает что-то не так. При этом, она испытывала жуткое чувство вины, и переставала быть активной, не чувствовала радости к жизни, вкуса пищи. При этом чувство вины заставляло ее ориентироваться на мнение близких и окружающих, чтобы невзначай не сделать что-нибудь не так. Она так боялась наказания, что сама стала самым страшным критиком для себя, а критику других воспринимала очень болезненно. С возрастом ее неуверенность и чувство вины временами возрастали и, X снова ориентировалась на мнение других, не доверяя своему. Она советовалась с близкими и подругами, смотрела ТВ передачи, читала Интернет, чтобы понять, как ей жить. И она получала эти советы, но они были бесполезны для нее – они ей не подходили. При этом, X все-таки пыталась найти удовлетворение в своей жизни – стала больше есть, курила, выпивала, принимала успокоительные, но ничего не помогало. В результате, она стала ощущать боли в сердце, за грудиной, хотя сердечной паталогии не было.

В дальнейшем, когда ее жизнь стала рушиться: X потеряла любовь близких, и осталась совершенно одна, перестала понимать, кто она, и что она хочет, стали приходить мысли о завершении своей жизни. X решила, что без нее всем будет лучше, она перестанет чувствовать вину за то, что она живет, за то, что она не такая, какой хотят видеть ее окружающие и т.д. Единственное, чего эта женщина боялась – это физической боли, ведь чувств уже не было. Такой путь был пройден до кабинета психоаналитика...

О фильме «Боль и слава», режиссер Педро Альмодовар

Это невероятный круиз в душу творческого человека, захватывающий своей тоской, яркими красками, скукой, виной, физической и душевной болью, усталостью, апатией и, наконец, поглощающей депрессией.

С самого начала создается ощущение переполненности и затопленности – кадр в бассейне, сидящий человек, полностью погруженный в воду. Кажется, что он уснул, мертв или утоплен, но он сидит под водой, полностью проницаем для всех. Потом, нежданно, когда застой полностью, казалось, поглотил его, внезапно выныривает наружу…И все вокруг оживает. Наполняется жизнью, отношениями, воспоминаниями, красками – всем, чем богата сама жизнь.

Боль физическая, утрата любви, невероятно насыщенные и болезненные отношения Сальвадора с мужчинами и с собственной матерью, попытка унять эту боль наркотиками, создать шедевр и поставить новый фильм, опираясь на свое мироощущение,  – все это показывает желание понять суть Человека, будь то мать или любовник,  женщина или мужчина.

Так, он смело погружается в отношения с кем бы то ни было, лишь бы жить, независимо от того, что он будет чувствовать при этом, ведь, в конце концов, главное, не подавиться, чем и страдает Сальвадор.

«Для того, чтобы вернуть человека, мало любви» - говорит он о своем любовнике, который принимает тяжелые наркотики, прожив с ним много лет и оставив бесконечные попытки отвратить его от наркотиков. Хотя именно в это время он творит свои самые лучшие шедевры кинематографа.

Много лет спустя, отдав сочиненную историю о зависимости  своего любовника в период их совместной жизни, актеру, сидящему на героине, для которого эта история много значит. Это становится поворотным моментом в жизни нескольких людей, сталкивая прошлое с настоящим и будущим, меняя жизни людей, поворачивая время вспять, все становится на «свои места», как будто признание своих чувств и трансляция их во всеуслышание затрагивает многих людей, которые, так или иначе, оказались причастны к боли. Тогда, волею случая, бывший любовник Сальвадора оказывается на этом спектакле и слышит историю о себе и о том, что чувствовал его партнер, самый близкий человек, который был в тот период его жизни. Они встречаются…

Неожиданно в жизни Сальвадора появляется рисунок, где он запечатлен, будучи мальчиком, читающий книжку.

В итоге Сальвадор снова начинает творить и решается на операцию по удалению нароста, что мешает ему глотать...

Психоанализ и воспитание детей

Психоанализ представляет собой метод глубинной психологии – того, что стоит за сознанием человека - что не осознается. Это сила, которая «ведет» нас в жизни и часто можно услышать такие фразы: «не знаю, почему я так сделал, как будто что-то заставило, это было сильнее меня и т.д.…» - все это объясняет мысли, поступки, не поддающиеся объяснению. Причем в психоанализе есть основа, посредством которой происходит понимание личности, которая представлена психическим аппаратом человека, включающее ОНО, Я и СВЕРХ-Я. На первом месте стоит ОНО – берет начало из физиологии, потребностей, инстинктов самосохранения и самореализации, захватывает всю область сексуальности. На втором месте находится Я – часть, которую мы показываем людям, находится в согласии с моралью и обществом. Третье место занимает СВЕРХ-Я, которое воплощает интимную мораль человека и его судью. Фраза «я больше не могу, это сильнее меня» демонстрирует бессознательное - ОНО (силу, которую человек не осознает), а также напряжение, которое вызывает эта сила в связи с тем, что человек что-то терпит, а это показывает начало развития внутреннего конфликта. Таким образом, две силы Я и ОНО сталкиваются и, в результате появляется ощущение напряжения. С одной стороны, Я слишком сурово по отношению к сильному ОНО, с другой стороны  - Я оказывается сдавленным ОНО, вследствие чего возникает страдание Я, которое может проявляться в виде физических или психологических симптомов. Изучение механизмов психологии показывает, что функционирование нашего тела вызывает формирование потока потребностей и инстинктов (влечений). Этот поток З.Фрейд назвал либидо. Для человека либидо представляет собой сильнейший жизненный порыв, который влечет реализовать собственный человеческий тип и реально воплотить себя в материальном и духовном плане, то есть то, о чем человек мечтает, (духовный план) и, что воплощает в жизнь (материальный план). Вот почему многие люди, которые отказались от своих помыслов в юности, в зрелом возрасте жалеют о том, что не смогли осуществить свою мечту и свой жизненный порыв, рационально объясняя, что можно устроиться в жизни лучше и отказывались от своей затеи. Таким образом, либидо можно назвать творческим порывом, который движет человеком всю жизнь. Говоря о человеке, нельзя упускать из виду природную сексуальность. Причем сексуальность не стоит понимать только в прямом смысле слова, она «является в природе естественным проявлением креативности» так как у человека креативность берет начало в физиологических влечениях. Это такая же сила, которая «движет» человеком во всех направлениях творческой плодовитости: стремление к сексуальной цели, а также к высшей духовной цели и эмоционально-чувственных проявлениях (плодах творчества). Поэтому важно понимать, что человек, который подавляет такую силу в каком-либо направлении, закрывает возможность реализации собственного потенциала, который есть изначально в каждом из нас. Причем все, что может помешать проявлению различного рода активности  - критика и непринятие физических, духовных порывов, смелости мышечной активности, проявление любопытства и т.д. в детском возрасте, а особенно по достижению возраста генитальной сексуальности (12 лет) отразится во взрослом возрасте на творческом развитии мужчины или женщины. Такие проявления человека регулируются принципом удовольствия/неудовольствия. Как любое живое существо человек ориентирован на то, что приносит удовольствие, хорошее или лучшее самочувствие, в результате чего он становится упорным в достижении чего-то, что, может быть не сразу, а потом принесет ему удовольствие. Если что-то вызывает неудовольствие, то человек отворачивается от этого, отказываясь от привлекательной для него деятельности. В психоанализе также существует термин СУБЛИМАЦИЯ – это так называемое направление либидо на достижение отдаленных целей человека, когда инстинкты поставлены на службу творчества и появлению плодов этого творчества. Таким образом, все достижения нашей цивилизации носят характер сублимированной энергии либидо.

У ребенка с развитием памяти, интеллекта, владением собственным телом наступает период подражания. Это самый лучший способ понравиться самому себе – делать как взрослый, выучить то, что знает взрослый, владеть вещами, которыми владеет взрослый и т.д. Все это направляет ребенка в сторону подражания и формированию чувства принадлежности к своему полу: если ребенок девочка – женщине, если это мальчик – мужчине (что проявляется в играх детей, где они имитируют женщин и мужчин из круга общения своей семьи). На этом этапе дети могут испытывать потрясения, испытывать сильные чувства по отношению к взрослым, которых они любят, в это же время очень часто начинаются неврозы. Потому что, многие амбициозные проявления детей воспринимаются родителями плохо: могут вызывать тревогу, раздражение, критику. В итоге взрослый осуждает ребенка и запрещает даже претендовать на такие проявления. Ребенок страдает, а те силы, которые заставляют ребенка действовать, требуют выхода наружу. Опыт показывает, что при таком раскладе имеют место быть следующие последствия:

  • В одном случае развития событий ребенок предпочитает себя раздавить для того, чтобы чувствовать себя любимым. Поэтому он предпочитает остаться малышом, возвращается к уровню удовольствий младшего возраста, продолжает или начинает писаться в кровать, не слушается, требует к себе повышенного внимания, становится обидчивым и т.д. Он живет в мечте, избегает реальности, которая может подтолкнуть к запрещенным или неодобренным родителями (или воспитателями) путям. За этим следует неуспеваемость в школе, ведь все, что могло бы побудить его развиваться, взрослеть и осваивать что-то новое, неинтересно, так как запрещено.
  • В другом случае, моральное страдание переносится на сам источник либидо, на физиологию, имеет место торможение или остановка всего того, что питало влечение и интерес ребенка: остановка или торможение в развитии его желез, апатия, потеря вкуса к жизни, потеря аппетита, формирование слабого места в организме, которое подхватывает любое заражение. Это такие дети, которые были здоровы до 3-4 лет, а затем болеют всевозможными болезнями.
  • В последнем случае реакция может дать о себе знать так: если у ребенка сильный темперамент, мощное либидо, тогда он борется, становится оппонентом, негативистом, что сопровождается обесцениванием родителей, он становится грубым нарушителем дисциплины, формируются нарушения в характере, что подрывает его эмоциональную устойчивость, нарушает аффективное (эмоционально-чувственное) равновесие. Такие реакции детей подвергаются еще более жесткой критике родителей или других взрослых, что вызывает у ребенка сильное чувство вины и усугубляет ситуацию еще сильнее. Поэтому очень мало детей выходит из такого морально тяжелого состояния из-за вызываемых ими осложнений и потери восторженного уважения к образцу (родителю/взрослому), которого он не любит и не уважает, а начинает бояться. Если такой ребенок может найти другие образец для подражания, которого он будет уважать и любить, или он будет помещен в другую среду, в атмосфере понимания, тогда есть шанс спастись ребенку, но для родителей он будет потерян. Если ситуация усугубляется и, ребенок все больше внутренне озлобляется, привыкает жить в несогласии со средой, все больше укореняется в состоянии внутреннего бунта, вследствие чего у него обедняется внутренний порыв к жизни, так как к этому ведет любое враждебное чувство, тогда формируется следующие симптомы: тики, заикание, ночные страхи, навязчивые идеи.

Говоря о воспитании, следует сказать, что оно практически заканчивается к возрасту 7 лет. Однако стоит стремиться улучшить состояние ребенка или подростка, дать возможность лучше использовать то, что есть. /В статье использованы материалы книги Франсуазы Дольто «Психоанализ и воспитание»/

Эти непослушные подростки…

Говоря о подростках, хочется определить о каком возрасте идет речь и когда начинается и сколько продолжается сам подростковый период. Часто начало подросткового периода ассоциируется с вступлением в пубертат – период начинающейся половой зрелости.

Как ребенок становится подростком?
Ребенок становится подростком, когда способен отделить воображаемую жизнь - от реальной, грезы - от реальных отношений.
Воображаемая жизнь начинается у ребенка в 3-4 года, связана с самыми близкими людьми (отец, мать, братья, сестры, близкое семейное окружение). Основу его отношений с внешним миром составляют мнения взрослых о нем. В этом возрасте ребенок воспринимает внешний мир не напрямую, а посредством окружения – что о нем говорят взрослые, то как его семья реагирует на общество, и то, какие правила в семье выдвигает отец или лицо, его заменяющее. В случаях семейных разногласий, ребенок испытывает огромные трудности, самостоятельно пытаясь понять, что происходит, но не говорит об этом примерно до 11 лет, а в воображении формируется собственная картина себя, родительских отношений, себя в этих отношениях. Так до подросткового возраста ребенок создает собственный воображаемый мир себя, людей и их отношений, в котором могут иметь место образцы для подражания. 

В подростковом возрасте значение семьи снижается, так как ребенок не чувствует своей какой-нибудь значимости. В этот период ему нужна свобода самовыражения в окружающем обществе – среди сверстников, противоположного пола и т.д. Однако семья становится для подростка пристанищем и ценится высоко, когда нужно получить моральную или эмоциональную поддержку. Вся энергия уходит на общение, занятия, помимо учебных, а также на воображаемую жизнь, где пищей становится Интернет, телевидение, компьютерные игры и т.д. Другими словами, воображаемая жизнь ребенка в подростковый период перемещается во внешний мир, который побуждает к взрослению – получить возможность самому понять и пережить несоответствие между воображаемым и реальным, стать частью социальных групп, которые он напридумывал себе и чье существование подтверждается окружающими его людьми. Так возникает стремление войти в компанию юношей/девушек старше себя, где хочется стать «своим». 
Таким образом, выйдя из семьи и смешавшись с соответствующей социальной группой, которая в этот момент играет для него роль поддержки вне семьи, он входит в отрочество.
Так что же такое на самом деле этот подростковый возраст? Возрастной период, который нужно просто пережить – и детям и родителям или этап перехода из состояния ребенка в состояние взрослого? 
Как говорит известный французский педиатр, психоаналитик Франсуаза Дольто, это мутационная фаза, которая очень важна в жизни каждого человека, также как и рождение. Подросток проходит путь преобразования, который ему неизвестен и пугает, вызывает бурю эмоций и переживаний. В то же время для взрослых подросток - это сплошные проблемы: его настроение меняется от тоски и озлобленности до радости и снисходительности к родительской тревоге. И это главная особенность подросткового возраста.
Длительность подросткового периода зависит от получаемых юношами и девушками представлений собственных родителей о подростковом возрасте одновременно с тем, что транслируется обществом в связи с этим жизненным этапом. Причем задача взрослых – способствовать формированию ответственности молодого человека за собственную жизнь и свое будущее, чтобы он не остался в подростковом возрасте навсегда.
Еще одной важной особенностью подростков является чувствительность и хрупкость.

Подросток болезненно воспринимают то, как на него смотрят и что о нем говорят, особенно, когда родители или другие взрослые делают критические замечания в присутствии других людей, а также группы сверстников, а тем более в присутствии противоположного пола.
При этом, родительский авторитет снижается и возрастает значение общения со сверстниками, а также взрослыми, не входящими в семейный круг. Это связано с тем, что знакомые не заинтересованы в воспитании, хотя в общении могут оказать как положительное воздействие – повысить самооценку, придать сил и уверенности в себе в моменты слабости, так и негативное – способствовать развитию депрессии. В настоящее время подросткам хорошо известны состояния депрессии и паранойи, которые преодолеваются ими приступами беспричинной агрессии. В такие моменты подросток не способен воспринимать какие-либо законы (запреты, правила и т.п.) – это мешает его жизни и существованию. Тогда он защищается от мира депрессией, негативизмом – это скрывает его крайнюю ранимость, хотя и усиливает ее.
Когда подростку особенно трудно, тяжело и одиноко в мире взрослых, не хватает веры в себя, он ищет поддержки в воображаемом мире. В этом случае он получает воображаемое удовлетворение и тогда не остается сил на поиск опоры в реальности - другого человека (друга), который поймет, поддержит, даст любовь, дружбу, поможет выбраться из трудной ситуации, в которую он попал из-за равнодушия, тревоги, агрессии, ревности какого-либо взрослого. Часто случается так, что подростки «ловят» на себе слова, которые не имеют к ним ничего общего – оценки, замечания, сказанные вскользь, по поводу внешности, их интересов и симпатий, поведения, будущего и т.д. Взрослые, говорящие эти слова, не всегда понимают последствия, выражая свои мысли или чувства даже не всегда в отношении самого подростка, а проецируя на него свои страхи и опасения, а также собственные неудачи или, ревнуя к успеху, в случае своей неуспешности. В каждом отдельном случае существует множество факторов, влияющих на подростка и его дальнейшую жизнь – формирование депрессии или уход в воображаемый мир (употребление наркотиков, игры, алкоголь и т.д.)

Часто можно наблюдать, что высказывание подростком собственных мыслей, вызывает у родителей неоднозначную реакцию: с одной стороны, родители хотят, чтобы их ребенок стал взрослым, а с другой – боятся этого, особенно когда тот начинает свои мысли озвучивать, тогда они не дают ему высказаться в силу каких-то личных причин, хотя следовало бы дать такую возможность. 

Важно понимать, что собственное мнение у любого человека должно быть, особенно в подростковом возрасте, даже если оно не соответствует ожиданиям родителя – он обязан его выслушать. Необязательно соглашаться или не соглашаться, просто выслушать и все. Такая возможность «открывает» для подростка перспективу взросления, понимания, что его слышат, им интересуются, но не критикуют, а дают возможность свободного самовыражения словами, которое укрепляет веру в себя. 
Подросток, которого слышат и к которому обращаются за выражением его собственного мнения, понимает, что его мнение что-то значит, даже если его мнением интересуется кто-то посторонний (не родитель, а другой взрослый – учитель, тренер, руководитель кружка, знакомый родителей и др.). 
Этот возраст, несмотря на свою хрупкость, замечателен тем, что подросток реагирует на все хорошее, что для него делается, хотя он не показывает это сразу. 
Любому взрослому, а родителю или воспитателю вдвойне обидно, если от его действий нет положительного эффекта на подростка, и тогда возникает чувство бессилия. Однако у взрослого нет выбора – в подростковом возрасте просто крайне важно быть  настойчивым в проявлении доброты, терпения, понимания. Взрослому необходимо запастись терпением и уметь «держать удар» в том случае, когда он потерпел поражение как взрослый человек, но слова, которые он сказал, возымеют свое в будущем и поддержат подростка в трудных ситуациях. Другими словами, взрослому важно понимать - то хорошее, что он дает подростку сейчас в виде поддержки и уважения, работает в будущем, а благодарность за терпение придет гораздо позже, когда будучи взрослым, бывший подросток оценит усилия родителя (воспитателя).

Почему подростки делятся на субкультуры (статья в газете «Нижегородский рабочий»)

Появление субкультуры отражает субъективность существующей эпохи и свидетельствует о влиянии другой культуры на страну, в данном случае, культуры Японии или викторианской эпохи, о том, что система ценностей и норм утратила свое влияние на подрастающее поколение и тогда находится другая структура (субкультура), создающая условия для реализации фантазий подросткового периода.  

Подростковый период в жизни каждого человека является ключевым в плане раскрытия уже сложившихся в раннем детском возрасте черт характера, демонстрируя их в наиболее ярком виде. Особенностью подросткового периода является то, что нерешенные трудности детства проявляются в пубертате. Одновременно с этим, в этот период человек должен справиться с рядом важных задач собственно подросткового возраста – происходит формирование сексуальной идентичности, ослабление привязанности к родителям и расширение отношений с другими взрослыми и сверстниками.

С другой стороны, организм в подростковый период подвергается физиологическим изменениям, к которым необходимо тоже психологически адаптироваться. Все это способствует примыканию подростков к какому-либо сообществу – субкультуре, группе сверстников с более старшим лидером, группам по интересам и т.д.

Как показывает практика, подростку легче пройти пубертат, если он принадлежит какой-либо группе, где есть возможность реализовать свои устремления, фантазии, представления, с кем-то идентифицироваться хотя бы с помощью внешних проявлений – одежды, пирсинга, прически, татуировок и т.д. В результате, подросток показывает, что он не такой как все, он – Другой, противопоставляя себя большинству, пытаясь показать свою индивидуальность и взрослость, одновременно являясь частью и одной из групповых черт выбранной им группы. Таким образом, ориентируясь на непохожесть и отличие от всего родительского в пространстве субкультуры, подросток становится частью этой структуры, помогающей ему справиться с неуверенностью перед социумом. 

Примыкание к той или иной субкультуре происходит в зависимости от преобладающего типа влечения человека, а не по принципу психологического портрета. В психоанализе принято считать основными влечениями – влечение к жизни (любовь, дружба и т.д.)  и влечение к смерти (все деструктивное). Так, в субкультуре реализуются желания человека, основанные на преобладающем типе влечения.

Субкультура – это явление скорее социальное, это своеобразное отражение психологических особенностей общества, в котором человек живет в определенное время в определенной стране, поэтому определения «хорошо» и «плохо» в данном случае здесь не подходят. В психоанализе вообще нет таких понятий, а есть – Субъект, который проявляет себя каким-либо образом и в отношениях с другими людьми, причем в любом проявлении человека есть свой смысл. Исходя из этого, родителям стоит просто понять и принять позицию своего чада, тогда он увидит, что его уважают и принимают любым, независимо от его внешнего вида, возможно даже, что такой период принадлежности к какой-либо субкультуре постепенно сойдет на нет достаточно быстро.

Однако особое внимание родителям следует обращать на субкультуры с деструктивным поведением, что проявляется в склонности подростков к самоповреждениям, культивированию меланхоличных и депрессивных состояний, склонности к криминальному поведению, употреблению психоактивных веществ, алкоголя и т.п. Это становится заметно по поведению подростка, по его отношению к родителям и другим взрослым, которые пытаются уберечь его от влияния такой деструктивной группы. В таких случаях обязательна глубокая работа со специалистом с целью преодоления деструктивных тенденций подросткового возраста и социализации.

 

 

 


 

Труды известных психоаналитиков для интересующихся (доступны в сети Интернет):

З. Фрейд Собрание сочинений в 10, 26 томах в переводе с немецкого Андрея Боковикова

М.Кляйн  - детский психоанализ

А.Фрейд - детский психоанализ

Жак Лакан  - все семинары на русском языке (1-20)

Ф.Дольто  - детский психоанализ

М. Балинт "Базисный дефект" и др.

Д.В. Винникот "Семья и развитие личности" и др.

Д.С. Рождественский "Пограничная личность"

Д.С. Рождественский "Начало психоаналитического процесса"

Д.С. Рождественский "В пространстве переноса"

Д.С. Рождественский "Час между Эдипом и Нарциссом"

Д.С. Рождественский "Психосоматическая личность"


Записаться на прием

Введите Ваш номер телефона и в ближайшее
время я свяжусь с Вами

Ваше имя

Ваш телефон

Сообщение

*Заполнение заявки Вас ни к чему не обязывает
*Все данные конфиденциальные